Подготовительный этап

На данном этапе мы будем актуализировать имеющиеся знания о сторителлинге, дадим определение этому понятию, изучим примеры цифровых историй, поразмышляем об образовательных возможностях сторителлинга.

Блок 1. Заполняем входную анкету



Блок 2. Знакомьтесь: сторителлинг

Наш разговор о методе сторителлинга мне хотелось бы начать с известного рассказа Василия Сухомлинского "Я хочу сказать своё слово".
Катерина Ивановна повела своих малышей-первоклассников в поле. Было тихое утро ранней осени. Далеко в небе летала стая перелётных птиц. Птицы тихо курлыкали, и от этого в степи было грустно.
Катерина Ивановна сказала детям:
— Сегодня мы будем составлять сочинение об осеннем небе, о перелётных птицах. Каждый из вас пусть скажет, какое сейчас небо. Смотрите, дети, внимательно. Выбирайте в родном языке красивые, точные слова.
Дети притихли. Они смотрели на небо и думали. Через минуту послышались первые сочинения-миниатюры.
— Небо синее-синее…
— Небо голубое…
— Небо чистое…
— Небо лазурное…
И всё. Дети снова и снова повторяли те же слова: синее, голубое, лазурное, чистое…
В сторонке стояла маленькая синеглазая Валя и молчала.
— А ты почему молчишь, Валя?
— Небо ласковое… — тихо сказала Валя и грустно улыбнулась.
Дети притихли. И в это мгновение они увидели то, чего не видели до сих пор.
— Небо грустное…
— Небо тревожное…
— Небо печальное…
— Небо студёное…
Небо играло, трепетало, дышало, как живое существо, и дети смотрели в его грустные синие-синие осенние глаза.



Вы обратили внимание, как изменилось представление первоклассников о небе, когда они начали наблюдать за ним не только глазами, но и своим сердцем, душой, своими переживаниями? Основная идея сторителлинга (от англ. "рассказывать истории"), с помощью которого обучающимся передается конкретная учебная информация в виде яркой, запоминающейся истории, также заключается в том, что  учебный материал легче усваивается, если он "пропускается"  через личный опыт учащихся.
Следует отметить, что воспитание подрастающего поколения через поучительные рассказы, легенды, истории испокон веков используется в педагогической практике. Рассказы педагога-новатора В. А. Сухомлинского можно отнести к одним из лучших примеров сторителлинга в русской литературе. Написанные простым и понятным языком, эти короткие истории являются прекрасным обучающим материалом, раскрывая понятия добра и зла, трудолюбия и лени, честности и подлости.
Родоначальником сторителлинга как метода является Дэвид Армстронг,  руководитель крупной международной компании "Armstrong International" . Этот человек разработал и впоследствии описал в собственной книге концепцию "обучения историями", которые помогают заинтересовать сотрудников, дают возможность получать знания в живой, увлекательной форме.
В настоящее время практика устных рассказов в сочетании с цифровыми технологиями становится новшеством в учебном процессе. Как же создать захватывающую обучающую цифровую историю? Для этого нужно соблюдать следующие важные правила:
1. Содержание истории должно быть интересно и полезно обучающимся. История должна быть наполнена интересными событиями, удерживающими внимание от начала и до конца.
2. В истории должен быть герой.
3. История должна иметь чёткую структуру: завязку, развитие, кульминацию, развязку.
4. История должна быть красочно оформлена. Визуальный фон вовлекает учащихся. придаёт дополнительную живость.
5. История должна содержать детали: запахи, звуки, тактильные ощущения и так далее. Иначе говоря, это небольшие точные штрихи, которые помогают "оживить" историю.
6. История должна вызывать искренние эмоции.
7. История должна содержать логический вывод.

Если вас заинтересовала техника сторителлинга, советую также ознакомиться со следующими публикациями и ресурсами:


Обратите внимание, что не каждый рассказ является историей с позиций сторителлинга. Это утверждение очень хорошо иллюстрирует пример из выше упомянутой книги Ли Лефевера "Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова", в которой автор сравнивает два способа представления понятия "блог": с помощью простого перечисления фактов и с помощью истории.

  • "Блог — это личный дневник, опубликованный в интернете и состоящий из отдельных записей (постов), которые обычно отображаются в обратном хронологическом порядке, так что последнее сообщение является первым. Как правило, блоги ведутся одним человеком, иногда небольшой группой и часто на одну тему." (перечисление фактов)
  • "Познакомьтесь с Элисон. Недавно она создала сайт, где описывает свой опыт по воспитанию щенка. Ее сайт — это интернет-журнал, или блог, куда она помещает новые сообщения, которые появляются в верхней части странички каждые несколько дней. Эти сообщения позволяют ей связываться с любителями собак во всем мире." (история)

Разница очевидна, не правда ли?

Предлагаю Вашему вниманию цифровую историю "Сказка о простом прошедшем времени", созданную мною при помощи сервиса PowToon.



Если Вы изучали английский язык, то, вероятно, знаете, как нелегко бывает разобраться в хитросплетениях английских времён. Какая информация усвоится лучше: "сухая" теория о простом прошедшем времени или увлекательная история с интересными героями и их приключениями?

Ниже приведены примеры ещё нескольких  цифровых историй по различным учебным дисциплинам:








Блок 3. Хочу сказать своё слово

На мой взгляд, сторителлинг обладает большими образовательными возможностями.

Во-первых, сторителлинг - мощный инструмент для активизации познавательной деятельности учащихся.
Во-вторых,...
Теперь каждый из вас пусть скажет, какую роль в образовательном процессе он отводит сторителлингу. Своими рассуждениями нужно поделиться в комментариях на этой странице.
Сделайте отметки о выполнении заданий этого этапа в таблице продвижения.

49 комментариев:

  1. Сторителлинг абсолютно новая для меня история преподавания. Я думаю, это позволит развивать познавательную деятельность ребят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада приветствовать Вас на мастер-классе, Наталья Петровна!
      Согласна, что учебный материал, представленный в виде истории увлекает, надолго остаётся в памяти, заставляет сопереживать, а значит, "не позволяет душе лениться".

      Удалить
  2. Здравствуйте, Наталья Николаевна! Рада вновь поучиться у Вас.Я записалась на Ваш мастер-класс, но на некоторое время пропаду. Прошу прощения заранее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада новой встрече с Вами, Ирина Васильевна! Буду с нетерпением ждать Вашего возвращения.
      Прошу Вас также изложить Ваши мысли по поводу образовательных возможностей сторителлинга.

      Удалить
  3. Здравствуйте! Для меня это новый сервис. Думаю, что он поможет сделать объяснение нового материала понятным и более интересным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добро пожаловать на мастер-класс, Светлана Евгеньевна! Не могу не согласиться, что техника сторителлинга делает учебный материал более доступным для обучающихся, обеспечивает подлинную заинтересованность ребят в учебном процессе и, как следствие, его эффективность.

      Удалить
  4. С технологией сторителлинга ранее знакома не была. Ознакомившись с теоретическими материалами МК, могу высказать предположение, что сторителлинг помогает быстро, легко, наглядно донести до обучающихся необходимую информацию. Его можно рассматривать как средство развития связной речи, использовать во внеурочной деятельности. При дистанционной форме работы тоже, думаю, можно успешно применять эту технику.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добро пожаловать на мастер-класс, Елена Львовна! Вижу, что Вы вдумчиво изучили теоретический материал МК и примеры цифровых историй. Безусловно, улучшая концентрацию внимания и вовлекая ребят в занятие, техника сторителлинга способна решать различные дидактические задачи.

      Удалить
  5. Сторителлинг интереснейший инструмент в обучении. Особое значение имеет при объяснении нового материала. Ярко, выразительно, захватывающе, а главное, очень легко запоминающиеся истории. Очень трудно запомнить правило, а посмотрев такую историю, не только запомнишь, а еще и другим расскажешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Искренне рада новой встрече с Вами, Ирина Михайловна! Да, грамотно составленные истории интригуют, заинтересовывают, а значит, мотивируют учащихся. Прав был великий Аристотель: "Познание начинается с удивления!"

      Удалить
  6. Здравствуйте, Наталья Николаевна. Здравствуйте, коллеги. Рада новой встрече и возможности познакомиться с новой для меня педагогической техникой - сторителлинг. Как я понимаю, сторителлинг – это это один из способов предъявления учебного материала с помощью увлекательных историй, которые вызывают у детей различные эмоции и чувства. А эмоции и чувства – залог того, что дети запомнят информацию без особых усилий. Такой подход помогает сделать процесс обучения более интересным и эффективным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Надежда Владимировна! Действительно, сила историй в том, что сопереживая, подсознательно представляя себя на месте персонажей, ребята лучше понимают и запоминают учебный материал. Истории делают сложные вещи простыми, повышая результативность учебного процесса.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Наталья Николаевна. Очень рада, что Вы создали такой познавательный мастер-класса. Считаю, что сторителлинг позволяет визуализировать материал и созданные видео можно использовать при организации урока в форме "перевернутый класс".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добро пожаловать на мастер-класс, Елена Игоревна! Согласна, что цифровой сторителлинг, который, наряду с классическим сторителлингом, приобретает всё большую популярность в настоящее время, является одним из инструментов для организации "перевёрнутого обучения".

      Удалить
  8. Здравствуйте, Наталья Николаевна!
    Сторителлинг - новый для меня инструмент. Буду учиться. Думаю, что применить его можно первоначально на уроках изучения нового материала. Конечно, поддерживаю коллег, которые говорят об этой технологии в "перевёрнутом классе".
    Когда изучу подробнее, думаю, многое встанет на свои места.
    Спасибо за мастер-класс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разделяю Вашу точку зрения, Ольга Николаевна! А ещё можно предложить ребятам самим создать подобную историю, чтобы закрепить изученный материал, не правда ли?
      Желаю Вам удачи в освоении новой техники!

      Удалить
  9. Цифровой Сторителлинг-это комбинация визуальной, слуховой, образной составляющих,которые используются для передачи
    информации, повышения мотивации учащихся и развития коммуникативных и ИКТ компетенций в ходе, к примеру, проектной деятельности.Главная его задача- с первых секунд повествования захватить внимание и держать на протяжении всей истории,сопереживать главному герою, и таким образом, донести главную мысль.Очень хочется научиться созданию таких анимированных историй, комиксов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада новой встрече с Вами, Инна Александровна! Даже не сомневаюсь, что Вы научитесь создавать захватывающие анимированные истории, благодаря которым Ваши ученики будут понимать Вас с полуслова. Кто ищет, тот всегда найдёт!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Наталья Николаевна!
    С данной технологией ранее не сталкивалась. Изучение теоретического материала позволяет делать вывод, что Сторителлинг - инструмент визуализации информации.Самое главное здесь - героев можно "оживить".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добро пожаловать на мастер-класс, Раиса Владимировна! Да, наличие героя - одно из условий хорошего сторителлинга. Вы совершенно правильно заметили, что волшебный сервис PowToon даёт возможность показать на экране движения, чувства, эмоции персонажей, что делает историю более увлекательной.

      Удалить
  11. Здравствуйте! С данной технологией знакома.Cторителлинг – это искусство донесение поучительной информации, с помощью знаний, рассказов, историй, которые вызывают у человека эмоции и развивают мышление. Хочу получить больше практических знаний по данной теме.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Васильевна! Правильно, истории вдохновляют, вызывают интерес, помогают лучше понять учебный материал. Надеюсь, что создание цифровой истории с помощью сервиса PowToon будет полезной практикой для Вас.

      Удалить
    2. Здравствуйте! С данным сервисом незнакома, но стало понятно, что это один из способов визуализации информации. Создание цифровой истории способствует успешному запоминанию учебного материала, особенно это касается младших школьников. А дети постарше , наверное, сами смогут создавать такие истории...

      Удалить
    3. Разделяю Вашу точку зрения, Евгения Анатольевна. Желаю Вам успехов в освоении нового сервиса и применении техники сторителлинга!

      Удалить
  12. Здраствуйте, очень раза знакомству с таким творческим человеком и новым интересным сервисом. Думаю у меня получится все освоить и в будущем буду это использовать в своей работе.

    ОтветитьУдалить
  13. Понасюго Татьяна Николаевна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добро пожаловать на мастер-класс, Татьяна Николаевна! Да, сервис PowToon очень оригинальный. На мой взгляд, он также является хорошим подспорьем для воплощения идей сторителлинга. А что Вы думаете о сторителлинге как о методе? Какие функции в образовательном процессе он может решать?

      Удалить
  14. Глушакова Татьяна Петровна
    Иногда сталкиваешься с чем-то новым и оказывается, что ты это уже применяешь, но не знаешь, что это ОНО.) Так и в моём случае: истории рассказываю, но не знаю, что это приём сторителлинга. Вот изучу подробнее на мастер-классе у Вас и буду гордо заявлять: применяю сторителлинг в своей преподавательской деятельности!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада встрече с Вами, Татьяна Петровна! Очень приятно работать с единомышленниками. Уверена, что у Вас также появится возможность заявить, что Вы используете не только классический , но и ЦИФРОВОЙ сторителлинг!

      Удалить
  15. Здравствуйте. В детстве мечтала озвучивать мультфильмы! А здесь еще есть возможность их создавать! Ребята любят составлять отзывы о прочитанных произведениях, выполнять творческие задания, сочинять небольшие истории. Очень надеюсь освоить этот сложный, но очень увлекательный метод рассказа историй! И применять в работе)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Татьяна Николаевна! Цель поставлена, и она достижима!

      Удалить
  16. Здравствуйте, Наталья Николаевна!
    Рада новой встрече!
    В прошлом году у меня появились второклашки :) Только представьте: несколько лет подряд работать со средним и старшим звеном и вдруг увидеть 15 пар любопытных глаз, которые смотрят на тебя, говорящей на чужом языке, с ожиданием чуда. Очень хочется поддержать в них это стремление к чуду как можно дольше. Думаю, сторителлинг должен мне помочь. Грамматики в началке много, донести ее, конечно, лучше не в сухой форме правил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались, Елена Рудольфовна!
      Как никто другой понимаю Вас: я единственный учитель английского языка в школе, и поэтому каждый новый учебный год для меня - встреча с непоседливыми, но очень любознательными второклассниками. И должна признаться, что сторителлинг здорово выручает!

      Удалить
  17. Доброго времени суток! Следует отметить, что для новичка на данном сервисе не все просто. Историю придумал, это только первый шаг... Но сторителлинг - слово иноязычное (дань современной моде), педагоги используют это в своей работе только в устном виде. Создание историй с помощью различных сервисов - это хороший инструмент в руках учителя-профессионала своего дела! Я считаю себя готовой к обучению на страницах данного МК.
    Творческих свершений всем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую Вас на мастер-классе, Марина Николаевна! Желаю и Вам стать счастливым обладателем этого волшебного инструмента под названием цифровой сторителлинг.

      Удалить
  18. Добрый день! Отдельный привет нашему гуру! Не могла пропустить очередной ежегодный, летний мастер-класс от Натальи Николаевны! Сторителлинг-современный инструмент, позволяющий завлечь учеников и в теоретическом плане ( создание историй учителем для подачи теоретического материала) и в практическом (где, ученики сами создают продукт своего творчества). Надеюсь данным инструментом увлечь своих студентов колледжа.Всем успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комплимент, Татьяна Алексеевна! Согласна, что сторителлинг (в том числе, цифровой сторителлинг) - эффективная технология вовлечения. Уверена, что Ваши студенты будут демонстрировать невероятно высокий уровень познавательной активности в новом учебном году!

      Удалить
  19. Добрый день, коллеги. Безусловно, сторителлинг - это одна из технологий будущего. Современных детей, привыкших с пелёнок к ярким мультфильмам, захватывающим компьютерным играм, виртуальной реальности, трудно заинтересовать правилами и упражнениями из учебников. Почему бы и нам не попытаться соответствовать времени, подстроиться под новые условия современной информационной среды? С удовольствием поучусь сторителлингу и обязательно буду применять в работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добро пожаловать на мастер-класс, Елена Ивановна!Не могу не согласиться, что современные дети растут вместе с цифровыми технологиями, что делает их похожими на "цифровых аборигенов". И задача учителя - разумно использовать образовательный потенциал этих ресурсов. Поэтому цифровой сторителлинг, который является современной "трансформацией" классического сторителлинга, становится всё более популярным в учебном процессе.

      Удалить
  20. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка и он может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада приветствовать Вас на мастер-классе, Виктория Сергеевна! Согласна, что сторителлинг помогает индивидуализировать процесс обучения, а создание проектов в формате цифрового сторителлинга учит использовать ИКТ-инструментарий для решения коммуникативных задач, развивает критическое мышление учащихся.

      Удалить
  21. Приветствую всех участников МК! Не была знакома с данным сервисом раньше, но очень рада познакомиться. С интересом посмотрела истории коллег и просто в восторге от увиденного.По-моему цифровой сторителлинг способен "апгрейдить" наш учебный процесс, превратив его в путешествие в сказку для малышей и в мир обучающего развлечения (или,наоборот, развлекательного обучения) для подростков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здорово сказано, Лилия Юрьевна! Да, сторителлинг востребован в работе педагога, поскольку помогает сделать изучение любого предмета увлекательным занятием!

      Удалить
  22. Приветствую всех участников МК! Сторителлинг напоминает мне комиксы.Раньше с данным сервисом не сталкивалась, но уверена, что он будет востребован. Я руковожу мультстудией и у меня был снят мультфильм о жи и ши. Так после просмотра этого мультфильма дети настолько глубоко уяснили написании данных сочетаний, что проблем с написанием их у нас не было никогда. Сторителлинг - это тоже мультистория. И я уверена в положительном эффекте использования данного сервиса в процессе обучения.Ну а цифровые технологии - это инвестиции в будущее!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада новой встрече с Вами, Ирина Васильевна. Да, сторителлинг, реализованный с помощью сервиса PowToon, напоминает мультисторию. Техника сторителлинга действительно очень эффективна, потому что это искусство быть услышанным и понятым!

      Удалить
  23. Здравствуйте, Ирина Васильевна! Спасибо, что пригласили меня обратно. Это первое мое знакомство с техникой сторителлинга. Очень необычно и интересно. Я думаю, что за ним будущее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада Вашему возвращению в наши ряды "начинающих сторителлеров", Людмила Павловна! Не могу не согласиться, что сторителлинг является очень оригинальным методом передачи информации и транслирования ценностей.

      Удалить
  24. Здравствуйте, уважаемая Наталья Николаевна! К сожалению, с опозданием включаюсь в работу Вашего МК. Меня очень заинтересовал сторителлинг. Я думаю, что данный способ подачи информации на уроке активизирует познавательную деятельность ребят на уроке. Хочется научиться создавать истории в географии, используя данный метод.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада новой встрече с Вами, Галина Геннадьевна! Конечно, истории значительно легче воспринимаются, они увлекательнее и интереснее логических доводов и сухих рассуждений. Уверена, что рассказанные Вами цифровые географические истории будут ярким событием в жизни Ваших учеников!

      Удалить